Ю. Лотман. Теория знаковых систем

Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Статьи по типологии культуры.: Материалы к курсу теории литературы. О метаязыке типологических описаний культуры: Проблемы историзма в русской литературе: К построению теории взаимодействия культур: Теоретические и практические вопросы взаимодействия литератур. Символ в системе культуры. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. О типологическом изучении культуры Интерес к типологическому изучению литературы и искусства проявляется в последние годы все с большей настойчивостью.

Страх: Семиотика культуры и феноменология (к постановке проблемы)

Семиотика кино и проблемы киноэстетики Юрий Лотман. Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука.

От составителя. От редакции «Русского журнала» Михаил Лотман. Тартуский университет. О семиотике страха в русской культуре.

Добавить книгу Полезные советы Скачивайте книги в формате , так как этот формат понимают практически все ридеры. К тому же, в нашей библиотеке все книги в формате уже имеют встроенные русские шрифты, что позволяет читать их даже на не русифицированных ридерах.

С одной стороны, одна из линий ведется от идей английских ученых-семиотиков Пирса и Морриса. Они считали знак первоэлементом всякой семиотической системы. Семиозис, согласно этой традиции, состоял из следующих элементов:

Более четверти века прошло с основания тартуской семиотической школы, и все Конечно же, Лотман хотел, чтобы они появились в Тарту. В то же время .. Страх герметизма может быть страхом интимности, психологической.

Много лет назад мое увлечение филологией и культурологией в значительной степени началось с работ Юрия Михайловича Лотмана. И если за эти годы я постепенно пришел к выводу, что тартуский структурализм был во многом основан на заблуждении, это понимание не было для меня легким. Тем не менее, несмотря на восхищение Лотманом как человеком и ученым, следует сказать столь однозначно, сколь это вообще возможно: Дело не только в том, что она оказалась неэффективной при рассмотрении многочисленных форм взаимосвязи между текстом и окружающим культурным и социальным пространством, и не только в ее неспособности обеспечить адекватную теоретическую основу при анализе огромного и разнородного материала, собранного исследованиями культуры в последние десятилетия.

Существует и более глубинная причина, так сказать, логико-генеалогического свойства: Современное понимание гетерогенности пространства литературы и контекстуальной обусловленности его значимых элементов находится в радикальном противоречии со структуралистским представлением о языке как обладающем двойным членением, предзаданным набором смыслоразличительных оппозиций и возможностью проведения коммутационного теста с целью идентификации последних1.

Помимо этого, структуралистам так и не удалось выявить в литературных текстах стабильных синтагматических последовательностей, соответствующих изначальным предсказаниям. Теория семиотического кода, предложенная Умберто Эко, также оказалась неспособной разрешить накопившиеся противоречия2. Возможно, что именно в свете этих неудач и была создана лотмановская лингвистическая модель литературы, подразумевающая крайне широкое определение языка, — последняя из значимых моделей структурализма.

Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьЮ.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

Лотман Ю. М.Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

От составителя Михаил Лотман. О семиотике страха в русской культуре Ефим Курганов. Хельсинки О необходимости страха Алексей Песков. Памятник Петру Первому работы Фальконе: Свобода и страх в поэтическом мире Пушкина Мария Виролайнен. Страх и смех в эстетике Гоголя Андре Монье. Страх живого у Гоголя Мишель Окутюрье. Страх как критерий подлинности в военных рассказах Льва Толстого Нора Букс.

Страх и желание в русском романе Серж Роле. Страх в творчестве Леонида Андреева Борис Аверин. О гротеске и родственных ему категориях Ольга Буренина. О порождении в русской литературе Александр Жолковский. Ахматова и Зощенко Илья Серман.

Ю.М.Лотман

: , . - , .

Лотман, Ю.: Семиотика кино и проблемы киноэстетики. состояние, всплески страха и эмоций, сподвигли Мастера сжечь рукописи. В сериале.

. ?

Семиотика - Лотман Ю.М. - Культура и взрыв [1992, /, ]

Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его"великий немой". Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука.

Звук и язык не одно и то же.

Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. как же тогда жила интеллигенция в условиях всеохватывающего страха и репрессий.

Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками.

Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию. Другие - только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации светофоры , используемая для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов необходимой информацией для правильного поведения на улице.

Семиотика (рассказывает профессор Михаил Лотман)